Выступление на ВОСЬМОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ-ФОРУМЕ «ДОРОГИ РОССИИ ХХI ВЕКА» 14-16 октября 2008г., г. Санкт- Петербург
Геосинтетические материалы, причины использования
Геосинтетики - это материалы, в которых хотя бы одна из составных частей изготовлена из синтетических или натуральных полимеров, применяемые в геотехнике для повышения технических характеристик грунтов или элементов различных строительных конструкций. Основными исходными полимерами для многих геосинтетиков являются полиэтилен (PE), полиамид (PA), полипропилен (PP), полиэфир (PET), полиарамид. Геосинтетики представляют собой многообразие плоских или трехмерных форм и выпускаются в виде геотекстилей, геосеток, георешеток, геоматов, геомембран. Основную часть из них составляют геотекстили - тканые и нетканые материалы на основе синтетических полимерных волокон. Их структура обеспечивает высокие физико-химические свойства и стойкость к различным химическим соединениям – кислотам и щелочам.
Основным потребителем ГСМ была и остается отрасль дорожного строительства. Здесь используют как тканые, так и нетканые геотекстили – в зависимости от их механических характеристик. Также в строительстве дорог востребованы георешетки, позволяющие экономить значительное количество стройматериалов при укреплении дорожного полотна и откосов. Без этих материалов сегодня немыслимо строительство железных дорог на слабом грунте, мостов, взлетно-посадочных полос: использование ГСМ делает армирование грунта в несколько раз дешевле по сравнению с традиционными способами укрепления почвы бетонными плитами, балками, углублением и усилением фундаментов. Георешетка в конструкции воспринимает опасные растягивающие напряжения, купируя процесс появления отраженных и температурных трещин.Сеточный волокнистый материал перераспределяет горизонтальное напряжение в слое асфальтобетона или частично гасит активные напряжения благодаря тому, что решетка самостоятельно поглощает их. Местные нагрузки в асфальтобетоне значительно снижаются, вследствие чего он продолжительное время не теряет работоспособности. Армирующая прослойка из георешетки позволяет перераспределить нагрузку от транспорта на большую площадь, тем самым играя на увеличение несущей способности покрытия. Улучшение качества верхнего слоя предполагает увеличение срока всей дорожной одежды.
Геосинтетики также отлично показывают себя в промышленном и гражданском строительстве. Применение ГСМ устраняет большинство проблем с гидроизоляцией в период эксплуатации здания: полностью пресекаются протечки, размывы, подтопление подвалов, и сэкономленные на ежегодном ремонте средства с лихвой восполнят затраты в период строительства.
Уникальность геосинтетических материалов:
- Высокая прочность материалов
- Низкая цена
- Экологичность
Применение геосинтетики:
- Армирование - усиление дорожных конструкций насыпей, откосов; фундаментов, стоянок, других сооружений транспортного назначения, в основании которых используются слои из насыпных материалов;
- Защита - замедление эрозии, предотвращение взаимопроникновения контактирующих слоев;
- Фильтрование - замедление проникания грунтовых частиц в дренажи или их выноса;
- Дренирование - ускорение отвода воды;
- Гидроизоляция - уменьшение или исключение притока воды в рабочие слои.
Укладка георешеток
На сегодняшний день существует множество технологий по укладке георешеток в дорожное покрытие. Они представляют собой упрощенные или усложненные монтажные схемы и напрямую зависят от используемого геоматериала и способа его укладки.
До «раскатки» рулонов тщательно очищают от пыли и грязи старое асфальтобетонное покрытие, попутно устраняя трещины и выбоины. Устройство выравнивающего слоя асфальтобетона из мелкозернистой смеси является заключительным этапом предварительных работ.
Затем сетку отдельными полосами накладывают на горячий битум с обязательным обеспечением значительных ( от 0.1- 0.2) продольных и поперечных «сеточных» перекрытий, также тщательно подгрунтованных. При появлении «складок» , их разрезают, плотно прижимая к битуму.
В условиях работы при низких температурах окружающей среды битум может быстро загустевать, что приводит к появлению нулевой адгезии между геосеткой и битумом. В этом случае сетку к асфальтобетону крепят проволочными скобами.
Армирование асфальтобетона возможно не только сплошное, но и локальное: если покрытие имеет трещины и незначительные повреждения, расположенные на расстоянии 15 и более метрах друг от друга.
Дорожные конструкции, в состав которых входил цементобетон, но восстанавливамые асфальтобетоном армируют несколькими слоями георешетки. Первый армирующий слой располагают близко к цементобетону, который защищает конструкцию от температурных перемещений. Второй слой армирует асфальтобетон. Таким образом, с помощью сеток можно решать самые сложные инженерные задачи.
Преимущества использования георешеток в дорожном строительстве:
1. Обеспечение доступа персонала и строительной техники на место работ
2. Повышение несущей способности слабых естественных оснований
3. Уменьшение слоя гранулометрических материалов до 40% без потери прочности и деформационных свойств по сравнению с традиционными конструкциями)
4. Снижение объема работ по экскавации, замене и утилизации слабого грунта
5. Достижение необходимого уплотнения конструктивных слоев, увеличение срока службы покрытия и межремонтных сроков
6. Избежание неравномерных осадок грунта
Статьи по теме:
- Геотекстильное полотно и иглопробивной геотекстиль
- Георешетки из различных материалов для всех видов работ
- Выступление на международном строительном форуме
вернуться назад